Методический семинар по теме "Системно-действующий подход к обучению"

В связи с работой Ряжского дорожного техникума по новым Федеральным государственным образовательным стандартам системно-деятельностный подход стал обязательным для всех преподавателей учебного заведения.

Но у педагогов появилось множество вопросов. Как выполнить нормативные требования стандартов, и не потерять при этом интересы обучающихся? Какую пользу может оказать преподавателю и студенту системно-деятельностный подход? Что, собственно он собой представляет? Как вести занятия с точки зрения системно-деятельностного подхода?

Для того, чтобы найти ответы на поставленные вопросы, в ходе заседания педагогического совета 16 февраля 2016 года было принято решение о проведении методического мероприятия по теме "Системно-действующий подход к обучению" в рамках постоянно-действующего семинара повышения квалификации преподавателей техникума. Во время подготовки к семинару была проделана работа по отбору методов и средств для организации обучения педагогических работников, подготовлены и отобраны методические материалы по рассматриваемой теме, подобран видеоряд, определены цели и задачи мероприятия и исполнители, дата и место проведения. 16 марта текущего года методический семинар по теме "Системно-действующий подход к обучению" был проведен по пяти цикловым комиссиям техникума. Были заслушаны доклады, просмотрены и обсуждены видеофильмы.

В результате проделанной работы педагогами техникума был сделан вывод о том, что любая теория или технология обучения предполагает системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности обучающихся. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие студентов. Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока. В основе педагогических приемов и техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности. Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия. Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода может быть представлен в следующем виде.

  1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
  2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
  3. Четко прописать учебные задачи.
  4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
  5. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности обучающихся при минимальной деятельности учителя.

Цель современного образования - не освоение учебной деятельности, а генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для обучающегося, но и для окружающего его социума, мира, человечества.

Цель системно-деятельностного подхода - самореализация человека ради его продуктивных результатов, сначала образовательных, потом и не только.

При деятельностном подходе к обучению развивается не только обучающийся, но и программа его образования. Программа составляется и корректируется в ходе деятельности самого обучающегося, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний.

Таким образом, выстраивается модель системной образовательной деятельности, включающей следующие этапы:

  1. обучающийся изучает и осваивает образовательный объект (в том числе эвристически),
  2. создаёт в результате свой личный образовательный продукт;
  3. с помощью преподавателя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом;
  4. переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения;
  5. процесс сопровождается рефлексией. На её основе происходит самооценка и оценка образовательных результатов.

В ходе семинарского занятия были сделаны попытки найти ответы на поставленные вопросы, которые в силу специфики инженерного образования большинства преподавателей техникума, приводят к новым вопросам, а также проблемам. Таким образом, работа над повышением педагогического мастерства преподавателей должна быть, несомненно, продолжена.

Методист П.Н.Кузьмина.

DSC02248 DSC02256 DSC02268 DSC02283 DSC02322

© 2024 Ряжский Колледж. Все права защищены.